Они встретились, когда ему было сорок пять лет, а ей девятнадцать. Он был уже известным скульптором, имевшим огромный успех, талантливым и уверенным в востребованности своего таланта. Его скульптуры продавались, что принесло финансовую обеспеченность. В его огромной мастерской с горомоздкими лесами работало множество подмастерьев, помогавших мастеру.
А у нее тогда была только молодость, необычайный талант и желание творить. Она обладала врожденным фантастическим чувством формы. Её талант рвался наружу, не давая ей покоя. А увлечение ее было совсем не девичьим – скульптура. С детства камень и глина как будто приворожили ее.
Эту высокую статную девушку с сильными и умелыми руками звали Камилла Клодель. И родилась она с такими данными во Франции в 1864 году, когда женщинам вообще было запрещено поступать в школы изящных искусств. Тем не менее, она поступила в академию Коларосси, где училась мастерству скульптора. Потом с несколькими англичанками они снимали мастерскую, где предавались любимому делу.
В этой мастерской Камилла впервые увидела мастера Огюста Родена, приглашенного девушками для преподавания. Это был крепкий бородатый мужчина невысокого роста на полторы головы ниже ее. Но от него веяло такой физической силой и творческой энергией, что маленький рост был не заметен. К тому же о нем Камилла слышала от своего учителя в академии Альфреда Буше. Он сравнивал присущее им обоим невероятное чувство пластики, рассказывал о нищей молодости Родена, как он пережил большое унижение, доказывая, что продает свои скульптуры, а не ворованные. Буше и привел свою ученицу в мастерскую Огюста Родена, чтобы показать мастеру ее работы. Роден остался очень доволен и согласился давать девушке уроки.
Кроме творческого интереса тогда между ними возник и интерес мужчины и женщины. Но они оба очень были увлечены работой и не сразу придали этому интересу большое значение. Камилла допоздна задерживалась в мастерской, ее вообще было трудно оторвать от любимого занятия.
В один из таких вечеров случайное прикосновение двух увлеченных творчеством людей привело их в объятия друг к другу. Неосознанный интерес мгновенно вылился в бурную страсть. Он был ее кумиром, мастером, с которого она собиралась брать пример. Она была его молодостью.
Несколько раз Камилла не приходила ночевать домой. Её мать была таким её поведением очень не довольна. Они часто ссорились, и, в конце концов, девушка была вынуждена переехать жить в маленькую мастерскую, снятую для неё Роденом.
В это время они находились на разных этапах своего творческого развития. Она вся бурлила новыми пластическими идеями, он уже немного выдохся, и новые образы его посещали все реже. Но показать это кому бы то ни было он не мог. Роден по-прежнему на высоте, ему идут заказы, им восхищается публика. Её работы тоже отмечены интересом публики, но не в сравнении с ним, не продаются. Камилла много работает, по вечерам приходит ее Огюст, проводит с ней пару часов и уходит к себе домой. Ведь Роден был женат, хоть и не официально. Всю жизнь он сожительствовал с Розой Бере, безропотно державшей его дом в порядке.
Так продолжалось месяц за месяцем, год за годом. Они были очень близки творчески. Её идеи питали скульптуры мэтра. Камилла лепила руки, протягивающиеся из его «Врат ада».
Она придумала расположение тел в «Убегающей любви». Об этом знали только двое. Вся слава доставалась ему. Если в первые годы это положение девушке казалось правильным, то потом она стала задумываться. Почему о ней почти нет упоминаний в прессе, нет ее личных выставок при большом количестве самостоятельных работ. Газеты писали только о Родене, отмечали, что его скульптуры наполняются страстью и молодостью, что так как он изображать любовь не может никто из других мастеров. А вся эта любовь исходила от Камиллы, из ее пластического таланта и огромной фантазии.
Пятнадцать самых лучших лет девушка отдала стареющему мастеру. Он не только питался ее идеями в творчестве, он еще бессовестно использовал ее доверчивую любовь, изменяя ей с натурщицами. Роден не любил свою сожительницу, но и не уходил от нее. А Камилла отчаянно хотела за него замуж. Надежда стать главной женщиной в его жизни покинула её после одной выставки в художественном салоне, где присутствовала вся парижская знать, и была выставлена её прекрасная работа «Шакунтала», где обнаженная женщина сидит, склонив голову на лоб стоящему на коленях мужчине. Но Роден не представил её высоким гостям, как свою ученицу, ставшую автором этой работы. У него была похожая.
Годы накопленных обид, когда Роден тиражировал её идеи и выставлял, как свои и подкрадывающаяся нищета постепенно превращали её сильное чувство к нему в ненависть. Камилла выгнала Огюста из своей мастерской, хоть жизни без него не представляла. Она думала, что оставшись с ним погибнет, а фактически погибла расставшись.
Совсем непростительным было прямое воровство: ключ от ее мастерской был подделан, и туда проник приятель Родена. У стены стояла её «Женщина в желтом». В ближайшее время Огюст сделал и продал несколько женщин в желтом в точности похожих на её. Потом служанка дала ей наркотик, от которого Камилла проспала двенадцать часов. За это время была подсмотрена еще одна её работа – «Женщина с крестом». В результате у Родена появились три женщины с крестом.
Её работы по-прежнему не покупали, и она отказывала себе в самом необходимом. Пришло время, когда Камилла уже не сомневалась, что виноват в этом Роден. Камилла отчаянно пыталась завоевать свое место в профессии. Кроме каменных (Вальс),она создает нефритовые работы: «Сплетницы», «Портрет мадам Д.», «Дороги жизни», "Волна".
Каждая из этих работ безупречны, но имя Камиллы так и не входит в моду.
Роден к этому времени превратился в национальную знаменитость и очень богатого человека. Он стал президентом Национального общества изящных искусств и командором ордена Почетного легиона.
Она же вела затворнический образ жизни и постепенно стала терять рассудок. Камилла спала, положив под голову утыканную гвоздями ручку от швабры, чтобы отбиваться от непрошенных гостей, которые должны были украсть её работы. Позже Камилла стала разбивать скульптуры молотком и выбрасывать, лишь бы Роден не похитил их идеи.
Следующие тридцать лет своей жизни Камилла Клодель провела в психиатрической лечебнице. В больнице ей пытались давать глину, но она отказывалась лепить – зачем, если все её идеи и вся слава все равно достанутся «этому мерзавцу». Она пережила своего учителя на двадцать пять лет, но до самой смерти проклинала его.
0 коммент.:
Отправить комментарий